Отношения между детьми в детском саду

Отношения между детьми в детском саду - Картинка 1Любая группа детского сада представляет собой своеобразное детское сообщество, рождающееся  в результате совместных игр малышей, когда они самостоятельно взаимодействуют друг с другом. Игра для детей не только средство познания окружающего мира, но и школа построения взаимоотношений между людьми.

Отношения между детьми в детском саду представляют собой сравнительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в зависимости от тех или иных причин занимает определенное место. «Положение в обществе» зависит от различных навыков и умений ребенка, его личностных качеств и, конечно же, характера малыша, во многом определяющего уровень его общения и качество взаимоотношений в группе детского сада. Помимо этого, на отношения ребенка со сверстниками оказывают влияние и такие факторы, как пол, возраст и некоторые врожденные качества.

Все это вместе и определяет симпатии и антипатии, «популярность» и «непопулярность», «звездность» и «изолированность» каждого отдельно взятого ребенка. Это теория.

А вот, что касается практики.

Отношения между детьми в детском саду - Картинка 2С проблемой отношений между детьми в детском саду сталкиваются практически все родители. Ведь бывает и так, что походив несколько дней в детский сад — ребенок начинает устраивать настоящие истерики, чтобы только туда больше не возвращаться. Причины могут быть самыми разными. Однако чаще всего – это возникновение проблем в отношениях со сверстниками.

С какими проблемами может столкнуться ребенок в детском саду?

Согласитесь, в садике малыш впервые оказывается в коллективе (да еще так надолго), где обычно уже существуют какие-то правила, запреты, традиции и уже сформировались группы.

В яслях дети в основном играют с игрушками и лишь совсем немного проявляют интерес к сверстникам. Поэтому особых проблем в отношениях между детьми в детском саду в ясельном возрасте почти не возникает.

Однако в возрасте 3 лет дети начинают активно подражать взрослым и устанавливают между собой «особые» отношения, которые носят очень избирательный характер. Как это выглядит? Ребенок разговаривает, играет и дает игрушки определенным детям – причем «друзья» меняются регулярно и часто. Если малыша спросить, почему он так делает и чем вызваны его симпатии – ответить он, скорее всего не сможет. Взаимные обиды детей в этом возрасте быстро забываются и не оказывают какого-либо влияния на психику ребенка.

Отношения между детьми в детском саду - Картинка 3В младшем дошкольном возрасте у детей начинают появляться первые «долгие» привязанности и формируются настоящие дружеские отношения. Проявляются эти отношения обычно в игре, когда ребенок активно общается с другими детьми.

В старшем дошкольном возрасте – дети уже вовсю строят «отношения» и «плетут интриги». Ребенок 5-7 лет уже вполне может обосновать свои симпатии и антипатии к определенным детям, а так же объяснить выбор друга, дав определенные характеристики – вроде «Маша плохая, она дразнится», «Денис хороший, он добрый и нежадный».

Себя дети дошкольного возраста обычно оценивают только положительно и хотят оставаться такими всегда. И это правильно! Родителям следует обязательно поддерживать в ребенке это желание, акцентируя внимание исключительно на его положительных качествах.

Безусловно, хорошие отношения между детьми в детском саду и наличие позитивной дружеской атмосферы в большой мере зависят от воспитателей. Однако, к сожалению, не всегда педагогам удается поддерживать в группе комфортный для всех без исключения детей микроклимат. По какой причине?

Отношения между детьми в детском саду - Картинка 4В каждой группе есть несколько особо активных детей. И на них обычно и ориентируются воспитатели, выделяя их среди других. Это приводит к появлению у «активистов» завышенной самооценки и покровительственного отношения к другим менее активным детям, которые либо замыкаются в себе, либо пытаются изо всех сил добиться дружбы с лидерами. Замкнувшиеся в себе дети обычно и являются теми, кто не хочет ходить в детский сад, потому что дома они чувствуют себя спокойнее, увереннее и комфортнее.

Разделение детей на «лидеров», «примкнувших к ним» и «замкнувшихся в себе» способствует развитию в некоторых детских коллективах таких качеств, как высокомерие, агрессивность, эгоизм и т.д. Воспитатели, детские психологи и родители должны своевременно обращать внимание на формирование такого микроклимата в группе и вырабатывать у детей самоуважение и доброе уважительное отношение к сверстникам.

Однако переживая о взаимоотношениях ребенка со сверстниками, родителям все же следует помнить о том, что дети в любом случае «должны пройти» все возможные виды отношений между людьми, включая конфликты, ссоры и их разрешение. Взаимодействие со сверстниками необходимо – взаимоотношения с другими детьми формируют у ребенка систему ценностей, модель поведения в обществе, умение понимать людей, сопереживать другим, не бояться иметь собственное мнение и т.д.

Другими словами, не паникуйте, если в детском саду у ребенка «не складываются отношения». От этого никуда не спрятаться – это жизнь. Просто «держите руку на пульсе», спрашивайте ребенка о том «что его волнует», наблюдайте за ним, давайте советы, поощряйте дружбу с другими детьми и делайте все возможное, чтобы не потерять его доверие.

Отношения между детьми в детском саду - Картинка 5Хорошей возможностью для налаживания отношений между детьми в детском саду является проведение праздников – Дней Рождений, Именин и т.д. – они могут послужить прекрасным поводом для того, чтобы наладить дружеское общение между всеми членами детского коллектива. Различные торжественные мероприятия можно проводить не только в детском саду, но и на «Вашей территории» — нужно только спросить у ребенка, кого он хочет видеть на своем празднике.

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>