Эстетическое воспитание детей

Эстетическое воспитание детей - Картинка 1Эстетическое воспитание детей — неотъемлемая часть общего процесса воспитания, тесно связанная с нравственным, духовным, умственным и физическим развитием. Эстетическое воспитание играет главную роль в формировании ребенка, как творческой личности,  способной самостоятельно создавать художественные ценности и адекватно оценивать и воспринимать все прекрасное.

Дети с самого раннего возраста обладают способностью реагировать на все красивое в окружающем их мире – природу, предметы изобразительного искусства, музыку, поэзию и т.д. А с определенного возраста они и сами начинают с удовольствием рисовать, лепить, петь, сочинять стихи и танцевать. Исходя из этого, в эстетическом воспитании детей выделяют две группы задач:

Эстетическое воспитание детей - Картинка 2• Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Это предусматривает развитие в детях художественного вкуса, потребности в познании прекрасного и умения чувствовать и видеть красоту через ознакомление с природными и общественными явлениями в быту, в игре, в процессе труда, в общественной жизни и т.д.

• Вторая группа задач направлена на формирование художественных навыков и развитие творческих способностей детей – обучение музыке, пению, рисованию, лепке, словесному творчеству и многим другим видам творческой деятельности.

Для решения этих задач необходимы определенные условия и средства:

  • Развивающая среда – одно из самых важных и значимых условий. Если ребенок с раннего возраста будет находиться в эстетичной обстановке, слышать красивую речь,  видеть красивые взаимоотношения, ухоженных людей – он будет воспринимать эстетику, как норму.
  • Природа с ее многообразием красок, форм и звуков самый первый источник гармонии, основа всего прекрасного, непременное условие и незаменимое средство для всестороннего развития ребенка.
  • Искусство (музыка, изобразительное искусство, театр, архитектура, литература и т.д.) относится как к условиям, так и к средствам эстетического воспитания. Желательно, чтобы искусство в самых разных его проявлениях окружало ребенка с рождения.
  • Одним из главных условий полноценного эстетического воспитания детей является развитие их творческих способностей в изобразительной, музыкальной, театральной и конструктивной деятельности, а так же игре. Все дети любят творческую деятельность и очень часто занимаются ею по собственной инициативе. Задача взрослых – создать для этого благоприятные условия (дети должны знать, где можно взять нужные материалы и где можно, не мешая другим музицировать, рисовать или лепить).
  • Немаловажное значение в эстетическом воспитании отводится экскурсиям, просмотрам цирковых и театрализованных постановок, фильмам, праздникам и развлечениям, сочетающим разные виды искусств. Торжественность, красота обстановки и общее приподнятое настроение повышают восприимчивость ребенка к эстетической стороне окружающей его действительности.

Как осуществляется эстетическое воспитание?

В игре. Детей учат:

  • играть в сюжетные игры;
  • самостоятельно придумывать сюжеты для игр;
  • использовать в играх подходящие игрушки и атрибуты.

В быту. Детей учат:

  • вежливо отвечать на вопросы взрослых;
  • вежливо здороваться, прощаться, благодарить;
  • соблюдать элементарные правила поведения – пользоваться столовыми приборами, мыть руки, не сорить, не разбрасывать игрушки.

В труде. Детей учат:

  • помогать взрослым;
  • поддерживать порядок и чистоту;
  • после игры собирать игрушки и расставлять их по своим местам.

В природе. Детей учат:

  • наблюдать за изменениями в погоде;
  • давать характеристику объектам природы.

В общественной жизни. Детей учат:

  • соблюдать простейшие правила поведения в коллективе;
  • помогать другим детям;
  • стремиться участвовать в совместной деятельности.

В творческой деятельности. Детей учат:

  • внимательно слушать музыку;
  • рисовать;
  • лепить;
  • читать стихи;
  • петь;
  • танцевать и т.д.

Методы эстетического воспитания детей

Эстетическое воспитание детей - Картинка 3Методы эстетического воспитания чрезвычайно разнообразны. В основе их лежит эмоциональный отклик ребенка на все прекрасное. И, конечно же, в немалой степени они зависят от возраста ребенка, видов деятельности, объема и качества художественной информации. В зависимости от возраста ребенка, его стремлений, степени подготовленности и роста индивидуальных запросов методы могут изменяться и усложняться.

В педагогической практике принято выделять следующие методы эстетического воспитания детей:

  • Метод убеждения — направлен на развитие первоначальных проявлений вкуса и эстетического восприятия.
  • Метод приучения — направлен на развитие в ребенке навыков культуры поведения.
  • Метод проблемных ситуаций — направлен на побуждение ребенка к практическим творческим действиям.
  • Метод пробуждения — направлен на развитие сопереживания и эмоциональной отзывчивости.

Эстетическое воспитание детей - Картинка 4Правильная организация процесса эстетического воспитания позволит обеспечить всестороннее развитие ребенка, создаст обстановку эмоционального благополучия, обеспечит эффективную подготовку к школе и наполнит всю его дальнейшую жизнь интересным содержанием.

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>