Трудовое воспитание детей

Трудовое воспитание детей - Картинка 1Трудовое воспитание занимает одно из центральных мест в общем процессе воспитания детей. Трудовая деятельность в детском возрасте помогает формировать из ребенка социально адаптированную и полностью самостоятельную личность, понимающую, что труд жизненно необходимое средство существования и нравственная потребность человека.

Основные задачи трудового воспитания детей

  • Ознакомление с трудом взрослых.
  • Воспитание уважения к труду.
  • Воспитание интереса к труду.
  • Обучение простейшим трудовым навыкам и умениям.
  • Воспитание самостоятельности и трудолюбия.
  • Обучение труду в коллективе и на благо коллектива.

Трудовое воспитание детей - Картинка 2С какого возраста начинать трудовое воспитание?

Трудовое воспитание детей следует начинать с младенчества, чтобы осознание труда формировалось как естественная и неотъемлемая часть жизни. Малыша необходимо постепенно включать в трудовую деятельность семьи – конечно же, с учетом психологических и физиологических особенностей возраста.

Как правильно построить трудовое воспитание?

Правильная организация трудового воспитания детей предусматривает соблюдение нескольких несложных правил:

Все в меру. Это означает, что ребенка нельзя заставлять трудиться насильно и нагружать непосильной для его возраста работой.

Каждой трудности – по разу. Чтобы процесс трудового воспитания не был монотонным, обыденным и скучным необходимо дать ребенку возможность попробовать свои силы в различных сферах деятельности. Помимо того, что это сделает процесс приобщения к труду интересным и ярким, это так же позволит выявить индивидуальные способности и склонности ребенка.

Сформируйте конечную цель. Для успешного освоения любого навыка необходима определенная мотивация. Чтобы пробудить желание ребенка к труду — следует детально обрисовать ему результаты работы.

Разбудите интерес.  Кроме мотивации для освоения трудовых навыков необходимы такие качества, как внимание, упорство и настойчивость. Именно этих качеств часто не достает большинству детей. Чтобы справиться с данными возрастными трудностями следует внести в трудовой процесс какой-то «интерес» — «изюминку». Для этого достаточно включить в работу игровой момент, чтобы сделать ее захватывающим и радостным занятием.

Не наказывайте работой. Ни в коем случае не следует наказывать детей работой. Труд должен приносить удовлетворение и радость, а не вызывать страх и обреченность.

Этапы трудового воспитания детей

Трудовое воспитание детей - Картинка 3• Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста должно проводиться по большей части в игровой форме. Дети еще не осуществляют определенных трудовых усилий – они как будто готовят обед, как будто ведут машину и т.д. Для этого возраста характерен интерес непосредственно к процессу действий.

• Детям старшего дошкольного возраста необходимо создать такие условия игры, чтобы у них периодически возникала необходимость потрудиться (совершить реальные трудовые действия) – вымыть посуду, выстирать испачканную одежду, выкупать куклу-дочку и т.д. В этом возрасте детям следует иногда поручать какие-то несложные дела. Главное объяснить ребенку важность его труда, а в конце работы – отметить его усердие и старательность, даже если что-то получилось не так как надо. У детей этого возраста уже отчетливо проявляются мотивы труда для общественной пользы.

• В младшем школьном возрасте необходимо доверять ребенку исполнение элементарных трудовых процессов и знакомить с наиболее распространенными профессиями. На детей этого возраста сильное влияние оказывает пример взрослых.

• В старшем школьном возрасте следует формировать у детей навыки и умения массовых и популярных профессий, а так же знакомить с основами экономической теории и предпринимательской деятельности.

Что дает трудовое воспитание?

• Дети, получившие правильное трудовое воспитание уважают труд других людей, знают цену трудовых усилий и всегда обратят внимание на человека, нуждающегося в помощи.

Трудовое воспитание детей - Картинка 4• В процессе трудового воспитания дети проявляют смекалку, активность и стремление достичь определенных результатов. А самое главное у них формируется самоорганизация, ответственность, самостоятельность, умение преодолевать трудности и желание оказывать посильную помощь взрослым — внося свой маленький вклад в «общее дело».

• В трудовом процессе у детей развивается любознательность — они познают свойства окружающих вещей, сравнивают, сопоставляют и стремятся самостоятельно найти ответы на свои бесконечные вопросы «почему».

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>