Раннее развитие детей

Как только в доме появляется малыш, а то и заранее, родители продумывают раннее развитие ребенка. Хочется вырастить из него гения или почти гения, но никак не меньше. Вероятно, затем, чтобы малыш добился больших результатов в жизни, чем мы сами. Маленький человечек только-только встал на ноги, а мы уже зарываемся с головой во всяческие методики и ищем ту, которая понравится. На практике оказывается, это не так-то и просто.Разнообразные методики, помогающие развивать речь, музыкальные способности, обучающие рисованию, счету и чтению, знакомящие малыша с окружающим его миром и рассказывающие о взаимодействии с ним – их сотни. Как выбрать то, что ему действительно нужно?

Самые знаменитые методики:

Система Монтессори

Этой методике уже более сотни лет, она признана ведущей в Японии, Италии и Германии. В России ей все больше доверяют и признают. Основана она на том, что ребенку нужно доверять, нужно поощрять его желание действовать и самостоятельно изучать мир. Причем, в группах, раннего развития детей, занимающихся по этой методике, находятся дети разного возраста. Чтобы одни учились у других – поведению, играм, заботе и т.д. В общем, она заключается в самостоятельном развитии малыша при отсутствии ограничения свободы. Он занимается и изучает то, что ему интересно, его никто не заставляет делать то, что не хочется. Именно поэтому у этой методики так много не только сторонников, но и противников. К тем ребятишкам, кто обучался по методике Монтессори, с настороженностью относятся учителя в обыкновенных школах. И немудрено: встать из-за парты, поговорить с кем-нибудь или вообще выйти из класса для них – это норма. Ведь свобода, в конце концов, каждым понимается по-своему, по привычке или опираясь на семейные отношения. А не только как кантовская свобода = уважение чужой территории.

Система Елены и Бориса Никитиных

Очень популярная система, но довольно жесткая, нетрадиционная (хотя потому это и методика, потому что не так, как у всех), но зародившаяся в России. Закаливание, физические упражнения, развитие силы, выносливости и осторожности, помощь ребенку только в действительно сложных ситуациях, там, где он не может разобраться или найти самостоятельно верное решение. Эта методика чем-то схожа с системой Монтессори. В первую очередь тем, что ребенку дают полную свободу творчества: хочешь говорить – говори, хочешь рисовать – рисуй. Интересно, что ни один ребенок Никитиных так и не добился каких-то особенных успехов, все они стали обыкновенными людьми, с обыкновенным интеллектом – ничего выдающегося и феноменального.

Метода Глена Домана

Он сам называл свою методику раннего развития детей «мягкой революцией». Суть ее заключается в том, что малышу показывают карточки с различными картинками и называют изображенный предмет. Доман назвал карточки «битами». Эта методика по раннему развитию сродни приему лекарственных препаратов – такая же дозированная: трижды на день 10 дней нужно показывать 15 карточек. Только очень быстро, не дольше секунды на один рисунок, Именно так и никак иначе. К изготовлению самих карточек тоже имеется особый подход: размер – 28*28, картон двусторонний, а надпись крупная – от 2.5 см. Если развиваем математические способности, то изготавливаем немного другие карточки. На них вместо цифр изображены точки, а производимые действия не пишутся, а только произносятся. Если хотим обучить чадо чтению – то показываем карточки сначала со словами, потом со словосочетаниями, потом – с предложениями. Если читаем книгу, то читаем ее неделю и не один раз в день, а несколько. Методика Домана так же, как и другие собирает вокруг себя и негодующих. Они задумываются, например, о том, что если при обучении чтению, ребенок должен запомнить слово целиком, как же он будет читать те слова, которые еще не изучены?

Что делать с ребенком?

Каждая мама должна понимать, какую бы методику раннего развития детей она не выбрала, чтобы как можно раньше научить малютку читать и решать математические задачи, главное — это любить свое чадо и искренне желать ему лучшего. Еще Спок говорил, что ребенка нужно кормить
и любить, а повзрослеть он и сам успеет. Так ли нужна ему эта особенность – читать в два года? Ну да, забавно, опять же есть чем похвалиться… но нужно ли? Не наскучит ли ему все это обучение к 7 годам? Не надоест ли узнавать новое и изучать окружающий мир к 11?

В любом случае, прежде чем отдать дитя на воспитание по какой-то определенной методике, стоит изучить доступные материалы по этой теме. Почитать о способах обучения, дидактических материалах (если они нужны), почитать не только положительные отзывы о методиках, но и отрицательные. В нормальной методике раннего развития детей не может быть только сплошных «плюсов», обязательно должны быть минусы! Но не часто и не масштабные. Слепо прислушиваться к мнению, что какая-то из методик – ерунда полная и абсолютно не работает, по меньшей мере – глупо.

Необходимо научиться отличать настоящих воспитателей, последователей той или иной системы от шарлатанов, которые могут изрядно подпортить отношения юного человека со своим внутренним и внешним миром. Нужно всегда с осторожностью проверять предлагаемые варианты обучения, все надлежащие документы и даже поговорить с педагогами задолго до того, как малыш переступит порог группы и начнет развиваться в том направлении, в котором это необходимо.

К тому же нужно учитывать, что практически все методики раннего развития детей были разработаны во время работы с детьми, имеющими какие-либо отклонения в развитии или заболевания. То есть, в первую очередь, они призваны поддержать ребенка в понимании мира и жизни в нем.

Любая методика — может быть хорошей и полезной только если она работает исключительно на благо самого ребенка. Если она позволяет ему самому чувствовать себя лучше и радоваться не только приобретенным знаниям, но и каждому дню, солнышку и маминой улыбке.

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>